(812) 335 3039
ГЛАВНАЯ ЛОШАДИ НАУКА СТИЛЬ НЕВЗОРОВ РЕКОМЕНДУЕТ ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ





    ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Как фотографировать лошадь

«Иппофотография. Теория и практика.» Лидия Невзорова
Избранные страницы

 

 

Предисловие.
Прежде чем вообще начинать фотографировать лошадь, спросите себя, для чего вы это делаете, что хотите сказать? Ведь если сказать нечего, если нечего вложить в фотографию, то и фотографии, собственно, не получится.
Сегодня, при тотальной «фотографиромании», снимают все и вся, и даже вполне прилично с технической точки зрения, вот только смысл в размещенных на просторах интернета лошадиных  фото­альбомах обнаружить удается нечасто. За такими картинками - ни идей, ни натуры, ни стиля. Да, я понимаю, мне легко говорить, имея такой манеж, таких лошадей и Невзорова в качестве объекта съемки. Наличие натуры очень важно, но главное - у меня есть идея, ради которой я работаю.

Мы живем в век, когда пересматриваются и ломаются самые стойкие и самые мерзкие стереотипы в отношении лошадей. И фотограф, имеющий значительное преимущество в виде камеры, способен оказывать огромное влияние на общество посредством своего творчества.
Репортажная фотография «конноспортивных мероприятий», жанровые фото закулисья конного мира, школьный иппологический портрет и учебный натюрморт, копытная и пре­парационная фотография... Nevzorov Haute Ecole вывела на новый уровень искусство иппофото­графии, став фактически родоначальницей нескольких новых жанров фотосъемки.
Поэтому, уверяю вас: если фотограф знает, что сказать, то мастерство и уровень техники - вопрос только времени, они придут....

Фотографирование лошадей. Начало.
"Фотографировать я начала довольно поздно. В детстве этим не увлекалась, росла в семье художника, где фотография считалась чем-то третьесортным.
Когда у нас появились лошади и необходимость делать иппологические фотографии, вы­яснилось, что профессионалов, которые умели бы снимать лошадей, в нашей стране нет. Все, что делали для нас именитые мастера, нам не нравилось, причем совершенно обоснованно.
О себе как о фотографе я не помышляла. Занималась чистой наукой - иппологией.
Когда в очередной раз к нам на съемки приехал известный фотограф, мне позволили тихо пристроиться в уголочке со своим маленьким пленочным Canon, чтобы не мешать мастеру. Было это пятнадцать лет назад...

Фотограф снимал Невзорова и лошадей. Когда проявили пленку (цифровые камеры тогда только зарождались), выяснилось, что мои фотографии гораздо лучше фотографий профес­сионала, во всяком случае, пресса выбрала именно их. Подумали - случайность. Попробовали еще раз. Опять мои лучше. На самом деле ничего удивительного. Фотография живет по тем же законам, что и живопись, а по первому образованию я художник. И я знаю лошадей....

...Наши лошади воспитываются без принуждения, без железа, без боли. И снимаю я их для того, чтобы показать людям, как могут выглядеть гармоничные отношения между лошадью и человеком без мучительства и насилия, как может выглядеть лошадь, если человек откажется от потребительского отношения к ней, от использования железа, хлыстов, шпор и прочих средств принуждения.
Лошади Nevzorov Haute Ecole свободны. Они горячи, талантливы, в каждой из них культивируется разум, индивидуальность, сила и грация.
Это я и пытаюсь показать.....

...Все без исключения исследования и открытия NHE, получившие столь серьезную оценку мировой иппологии, основаны на строго научных данных, важный источник которых - по­смертные вскрытия и препарации.  Без них невозможно изучить лошадь, невозможно определить степень влияния на ее организм различных факторов, установить причины смерти, выяснить разрушающие свойства конского спорта, ковки, воздействия железа и т. д.
Разумеется, мы фиксируем на фотографиях все важные этапы наших изысканий.
Для нас и наших учеников, которые регулярно присутствуют на вскрытиях и обязательно сами принимают участие в препарациях, пишут отчеты и готовят фотоматериалы для нашего научного центра, - для всех нас фотографии препараций не просто привычны. Для нас они - часть великой книги, посвященной точной науке по имени Лошадь, и мы жадно всматриваемся в каждую ее страницу, что бы на ней ни было изображено. Такую же реакцию я наблюдаю у наших коллег, ветеринаров и иппологов, которые воспринимают очень «жесткие» изображения на страницах специализированных журналов без всякого смущения.

Секрет прост: истинная суть и истинный драматизм внешне чисто технического фото-изображения легко открывается тому, кто за грудой мертвых костей и мышц видит историю лошади, видит ответы на важнейшие вопросы лечения, содержания, воспитания. А тот, у кого отсутствуют специальные знания, видит в подобных картинках что-то дикое, кровавое, страшное и ко­щунственное...."

2008 год стал переломным в истории Школы. Мы полностью отказались от верховой езды, и это событие существенно повлияло на наше восприятие манежной фотографии.
Александр Невзоров: «Лошадь ни в малейшей степени не предназначена природой для любой верховой езды. Ни физиологически, ни анатомически, ни психологически. Я достаточно долго шел к этому осознанию, и базируется оно не только на чувствах, но прежде всего на результатах многолетних исследований... Я понимаю, насколько сложно принять этот факт. Но именно умение отказаться от верховой езды и является гарантией подлинного - высокого - отношения к лошади».

На сегодняшний день верховые фотографии - уже перевернутая страница нашей истории.
Новая Школьная манежная фотография постигает и несет вовне другую красоту - красоту разговора с лошадью на равных.

С переходом Школы исключительно к работе с лошадью «в руках», с погружением в дис­циплину LECTIO EQVARIA PALAESTRA (Манежное лошадиное чтение) возникло и новое прикладное направление школьной фотосъемки - Школьный учебный натюрморт. О его сути и особенностях рассказывает сам Александр Невзоров....

Азы фотографии.
Само слово «фотография» дословно переводится как «письмо светом». Именно свет - главный «рабочий инструмент» фотографа.
Свет может быть естественным и искусственным. Естественный свет делится на три основные категории: утренний, дневной, вечерний. Искусственный создается с по­мощью различного осветительного оборудования. В съемке лошадей лучше всего отдавать предпочтение естественному свету.
К«мягкому естественному» относится утренний свет, когда солнце поднялось не­высоко над горизонтом, и вечерний, когда солнце уже значительно опустилось. Также «мягкий» свет характерен для пасмурного дня. Утром получаются более «холодные» снимки с преобладанием фиолетовых и пурпурных тонов, вечером - более «теплые» с желто-оранжевым оттенком.
Тени при этом длинные и прозрачные. В пасмурную погоду преобладает ровный, нейтральный свет без глубоких теней и ярких световых акцентов, цвета естественные или слегка приглушенные (в случае присутствия легкой дымки). Такое освещение широко применялось в конце XIX века пиктуралистами.
Яркий дневной свет считается самым жестким, его используют, если хотят добиться в фотографии сильных контрастов. Сэтим светом нужно быть особенно осторожным, т. к. черные тени и выжженные светлые места могут привести к частичной или полной потере детализации. Лучше всего высокие контрасты служат в черно-белой фотографии.

Освещение при фотографировании лошадей.
Если вы снимаете на улице - возьмите погоду в союзники. Не ленитесь вставать для съемки на рассвете, снимайте на закате, в дождь, в непогоду, не стоит фотографировать только при ярком освещении в полдень - помните, чем нестандартнее свет, тем интереснее фотографии. Когда все же приходится снимать на ярком солнце, старайтесь вставать с камерой так, чтобы солнце было за вашей спиной.
Не фотографируйте лошадь в тени, если за ней ярко освещенный фон, но и не пренебрегайте совсем контровым светом. У вас может получиться великолепный кадр, например, если вы снимете купающегося в воде коня или лошадь, которую моют из шланга: вы сможете запечатлеть капли воды и силуэт - вода на солнце, мокрые бока лошади могут очень оживить фотографию, главной трудностью здесь будет съемка против солнца, в объектив могут попасть блики.

Съемка в помещении накладывает свои ограничения. Я уже упоминала, что вспышкой при съемке лошадей пользоваться не получается. Во-первых, это вредно для лошадиных глаз, а здоровье лошади для нас - главное, а во-вторых, это технически очень трудно сделать хорошо, так как лошадь находится на постоянно меняющемся расстоянии. Если света совсем не хватает, вспышку можно направить строго вверх, в потолок манежа, но и это крайняя мера. Тут надо отметить, что направленная в потолок вспышка даст эффект, только если потолок не чрезмерно высок и имеет светлое покрытие, которое позволит свету отразиться. В случае высокого темного потолка данный прием обречен на провал - темное покрытие поглотит свет от вспышки.
Лучше не рассчитывать на вспышку и использовать другие источники освещения.

Я пользуюсь иногда профессиональными приборами. Они дороги и требуют отдельного умения выставлять свет, что не так просто, как может показаться, это ведь целая профессия (профессиональный осветитель тратит на установку света от 20 минут до часа и более). Лошадь не может находиться неподвижно в течение этого времени, и, даже если вам удалось, наконец, выставить свет, лошадь может решить, что с нее достаточно, и уйти из кадра как раз к моменту съемки. Вам придется все начинать сначала.....

Фон в фотографировании лошадей.
Недавно мне на глаза попалась великолепная по композиции фотография лошади. И все было бы хорошо, но на заднем плане ярче самой рыжей лошади «горели» флуоресцентные светоотражающие полоски на чьих-то белоснежных сапогах. Разумеется, автор, увлеченный процессом, просто не заметил такой подробности пейзажа...
Всегда помните: в нашем случае главное - это объект съемки, «богатство» фонов тут неумест­но. Фон должен быть сдержанным и работать на модель. Он не должен содержать никаких мелких подробностей, за которые цепляется глаз. Никаких «интересных» и ярких предметов на заднем плане, никаких ведер, баков для навоза, тачек и автомобилей (если, разумеется, нет специально поставленной задачи показать конюшенный быт или раскрыть иную «фоновую» тему). Вообще, чем меньше посторонних предметов в кадре, тем лучше. На самом деле, один из лучших фонов для лошади - это темнота. Однако если фон неизбежен или должен нести смысловую нагрузку, его придется выбирать, готовить и прорабатывать. Понимаю, что не все фотографы являются учениками NHE, и многим действительно сложно упросить незнакомую лошадь спокойно постоять, но все же помните, что человеческие руки, держащие перед лошадью сухарь, чтобы она стояла на месте, и прочие необходимости не украсят кадр. Если уж без них нельзя, старайтесь их минимизировать (опять же, если изображение, например, рук не входит в замысел фотографа). Попросите тех, кто может попасть в кадр, правильно одеться.
В большинстве случаев изображаемую лошадь не стоит «приклеивать» к заднему плану. Бли­зость его оправдана, если фон несет смысловую нагрузку ......

Колорит в фотографировании лошадей.
До начала съемки определите колорит. Фотографировать будете в интерьере или экстерьере (в помещении или на открытом воздухе); свет будет естественным или искусственным; на улице солнечно или пасмурно?
Подумайте, что вы хотите сказать фотографией.
Будет ли это холодный, пронизывающий душу «мертвый» колорит с преобладанием синих, серых цветов? Или это будет колорит жизнеутверждающий: теплый и охристый?
Многое зависит от модели. Например, рыжая лошадь под люминесцентными лампами будет выглядеть слегка фиолетовой. (Использовать лампы накаливания стоит только в крайнем случае.) - см. стр. 23. Если снимаете вороную лошадь, попробуйте найти каменную серую стену в качестве фона, серую землю, посеревшее от времени дерево. Если лошадь рыжая, гнедая, то больше подходят охристые, теплые тона, «крафт» в качестве заднего плана, коричневая кожа перчаток, солома, старый кирпич, гнилое замшелое дерево и т. д., хотя, разумеется, можно поиграть и на контрастах. Определите для себя цветовую гамму и уберите заранее выбивающиеся из нее предметы.
Можно «поиграть» с балансом белого...

Оптика для фото-съемки лошадей.
Многие недооценивают важность оптики. Однако от объектива зависит едва ли не больше, чем от самой фото-камеры. Поэтому на что стоит «разориться», так это на хороший объектив.
Кстати, оптика не устаревает в отличие от камер, и вы сможете пользоваться ею долгие годы (при условии сохранения верности одной фирме-производителю).
Я выбрала для себя Canon. Если вы ограничены в выборе объектива и не можете позволить себе иметь всю линейку, выбирайте объектив с фокусным расстоянием 70-200 мм. Нет ни одного профессионального иппофотографа, у которого не было бы такого. И это именно потому, что он оптимален для съемки лошадей. Подходит и для портретной, и для жанровой, и для репортажной фотографии. Лучше, конечно, чтобы он был со стабилизатором. А еще лучше - «светосильным», то есть f/2.8L IS USM, a не f/4.0L IS USM. Диафрагменное число (f/2.8) дает возможность производить съемку в условиях недостаточной освещенности, не прибегая к использованию вспышки или длительных выдержек, что так важно при фото-съемке лошадей! Так что если есть возможность - выбирайте именно такие объективы. Избегайте «темной» оптики с f/4.5-5.6. Лучше приобрести несколько дискретных «светлых» объекти­вов, чем один «на все случаи жизни», но «темный». «Темная» оптика сильно ограничит вас в возможностях съемки......


Композиция в фотосъемке лошадей.
Профессиональные фотографы знают: «Фотография должна говорить сама за себя». Зритель не должен читать ее название, чтобы понять, что именно автор хотел показать, тем более не должен выслушивать пояснения о значении снимка.
Зритель с первого взгляда должен понимать и ВИДЕТЬ, какой момент запечатлен на этой фотографии и в этой жизни! Ведь фотография - это искусство говорить правду без слов. Именно это искусство мы и должны освоить ради лошади, если берем в руки фотоаппарат.

Хотелось бы, чтобы мы все помнили: фотография всегда субъективна, потому что ее и создают, и оценивают живые люди, каждый со своим взглядом на жизнь и... на ту же фото­графию. У каждого свои предпочтения, приемы, стиль, почерк. Тем не менее, существуют главные принципы и правила, знание которых позволяет отличить удачный снимок от неудачного.

Например, существует такой способ воплощения мысли автора в «фоторисунке», как со­знательное нарушение законов композиции для прорисовки конкретной идеи. Хотелось бы особенно подчеркнуть слово «сознательное нарушение». Но прежде чем пойти на такой шаг, фотограф совершенно точно должен отдавать себе отчет в том, что именно он собирается нарушить, и приведет ли это нарушение к задуманной цели.
Пока мы и так все с легкостью нарушаем композиционные правила, но это происходит, как правило, случайно и по неумелости и приводит как к удачным моментам (повезло), так и к браку (как следствие нарушения правил). И все бы ничего, если бы случайностей за­кономерно не оказывалось во много раз больше, чем удачных снимков. Надо сказать, что при публикации в журналах и газетах фотографии кадрируются для того, чтобы привлечь внимание зрителя к главной проблеме или чтобы вместить фото нужного размера рядом с набранным текстом. Даже кадрируя фотографии для личного альбома, многие поправляют сделанные при съемке композиционные ошибки.

Следите, чтобы не было случайных «зарезаний» лошади в кадре. Не фотографируйте ее с выходящими за пределы снимка путовыми суставами, ушами, хвостом, если этого не требует идея.

Но если ваша задача - освоение фотографии на высоком уровне, лучше сразу взять себе за правило не надеяться на последующую «хирургическую» коррекцию фотографий, а учиться снимать сразу грамотно и «набело». Итак...


Правила композиции.

.....

Прикладная иппофотография.

.....
Копытное портфолио.
Одним из немаловажных направлений в прикладной иппофотографии является унгулография.
Если у вас на попечении находится лошадь, то фотодневник, подробнейше иллюстрирован­ный снимками состояния ее копыт, должен стать для вас неотъемлемой частью жизни.
Фотографирование копыт - очень важный этап ухода за копытами и их расчистки!

Рассматривая в спокойной обстановке фотографии, мы зачастую видим то, чего не замечали, исследуя непосредственно копыта. Фотографии позволяют отслеживать прогресс/регресс в реабилитации копыт вашей лошади. Сравнивая форму и состояние копыт по фотодневнику, вы сможете получить четкое представление о происходящих изменениях, оценить результаты тех или иных своих действий и понять общую динамику.
Кроме того, такое отслеживание поможет вам лучше представлять процессы, происходящие в копыте.  И, что особенно актуально для новичков, на фотографиях становятся заметны ошибки, которые были допущены в процессе расчистки копыт, многие из которых необходимо сразу ис­правлять, не дожидаясь неприятных последствий.
Потому я настоятельно рекомендую делать фотографии копыт каждый раз до и после расчистки и аккуратно систематизировать их в своем электронном фотоальбоме, сопровождая датами съемки, рентгенограммами, схемами и комментариями.
Небольшой совет тем, кто никогда подобного не делал...


Экстерьерная съемка лошади.
Умение сделать качественную экстерьерную фотографию полезно, когда требуется оценить сложение лошади, ее постав, получить технический снимок, например, для иллюстрации конституции, масти, анатомических особенностей и т.д.
Экстерьерное фото является строго техническим, регистрирующим и не требует осо­бой художественности. Это - прикладная фотография, и главная ее задача - наглядность и донесение объективной информации.
Ниже приведены правила, которым она подчиняется....

Для того чтобы получить максимальное количество информации о снимаемом объекте (в нашем случае - лошади), он должен быть хорошо освещен. Свет не должен быть слишком ярким, иначе это приведет к сильным контрастам.
Желательно не производить экстерьерную съемку на закате или раннем рассвете, когда солнце светит недостаточно ярко и рельефность мускулатуры лошади визуально сглаживается. К тому же, в это время суток мы не сможем получить объективной цветовой гаммы. Она будет «заваливаться» либо в оранжевый, либо в фиолетовый. Поэтому лучше дождаться, когда солнце поднимется достаточно высоко, но еще не перейдет в зенит, либо, когда солнце уже уйдет из зенита и начнет клониться к горизонту. Для съемки экстерьера лошади лучше всего подходит позднее утро или ранний вечер.

Не используйте слишком длинную выдержку и сильно открытую диафрагму. В первом случае это может привести к нежелательным смазываниям на фотографии, а во втором - к слишком маленькой ГРИП. Ито и другое ведет к потере детализации....

Фотосъемка препараций.
Съемка препараций, имея свои особенности и правила, базируется на общих правилах композиции и на художественных законах.
Так же как для любой качественной фотосъемки, здесь необходимо освоить ручные настройки камеры. Это поможет вам не досадовать на автоматический выбор фотоаппарата, а добиваться результата, максимально приближенного к вашему научному и художественному замыслу.
Условия препарационной съемки таковы, что нет необходимости торопиться, вы всегда можете подкорректировать настройки и сделать повторный кадр.
Кадр должен выглядеть лаконично и опрятно.
Следите за резкостью. От того, насколько она «на месте», зависит выразительность фото­графии. Не стоит надеяться на выбор автофокуса, особенно если выставлена фокусировка по большому количеству точек. Если это необходимо - фокусируйтесь вручную (в ситуации, когда автофокус «упрямо» не фокусируется там, где вам необходимо по замыслу).

Вопрос освещения - один из самых насущных.
Большая часть препараций снимается в помещении и преимущественно на темном фоне. Освещения в данных условиях, как правило, категорически не хватает. Эта проблема способна сильно усложнить процесс съемки.
Хороший вариант - снимать при естественном освещении как вне, так и внутри помещения (если вашей камере хватает такого света). Неплохо можно использовать утренний и вечерний естественный свет, особенно в теплое время года, когда комфортно можно расположиться на улице.
При серьезном настрое на занятия препарационной фотографией придется позаботиться об искусственном освещении для фотосъемки. Конечно, существует дорогое студийное осветительное оборудование. Но, как правило, оно труднодоступно. В качестве приемлемого экономварианта «студийного» освещения можно порекомен­довать обыкновенную .......


Постоянная концентрация во время съемки на следующих моментах существенно облегчит вам задачу:
1) Ракурс
Препарационная фотография должна быть понятной, наглядной, академичной и мак­симально отражающей действительность. Поэтому крайне важно снимать без искажения, выбирая соответствующий ракурс. Не снимайте на широкий угол, стоя близко к объекту, избегайте тех точек съемки, которые дадут в кадре сильное искажение пропорций (например, сильно сверху или снизу).
Ракурс должен быть понятным зрителю. Следует фотографировать препарат так, чтобы без раздумий было понятно, где какая его часть и какое место она занимает на целом препарате. Если вы «говорите» о части препарата, снимайте ее в физиологичном для нее положении.
2) Планы: общие, средние, крупные

В зависимости от выбранного плана одни и те же предметы или действия получаются совершенно разными в кадре. Неправильно выбранный план сильно мешает изобразить именно то, что необходимо. Слишком общий или слишком крупный план в препарационной фотографии, как правило, не уместен. На общем плане момент, который вы хотели бы подчеркнуть, может потеряться. На слишком крупном - иногда становятся неясны общие границы препарата и непонятно, что именно снято.....

 

 

Купить эту книгу...